Мы рады встретить Вас в Мещерской стороне!

Священномученик Николай Правдолюбов

Свщ. Николай Правдолюбов, 1924 г.
Свщ. Николай Правдолюбов, 1924 г.

Священномученик Николай родился 30 апреля 1892 в семье протоиерея Анатолия Авдеевича Правдолюбова в городе Касимове Рязанской губернии. Семья о. Анатолия была глубоко верующей, и будущий о. Николай получил православное воспитание.

После начального образования Николай поступил в Рязанскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1913 году. Осенью по возвращении в Касимов он стал преподавать в церковно-приходской школе села Селищи у протоиерея Михаила Дмитрева, который приходился ему двоюродным братом. Протоиерей Михаил тоже сподобился мученического венца — был расстрелян в 1937 году.

В 1914 году началась война и Николай Анатольевич был призван в армию, учился в военном Алексеевском училище и с 1916 года воевал на фронте с немцами в чине подпоручика. Во время одной из атак немцев он был отравлен газом. Последствия отравления сказывались на его здоровье всю жизнь: травма была такой, что половина лица даже пот не источала. В результате этого ранения он попал в госпиталь, где в 1917 году по состоянию здоровья был демобилизован из армии и вернулся в Касимов.

Николай Правдолюбов, 1915 г.
Николай Правдолюбов, 1915 г.

После Октябрьского переворота новая богоборческая власть вскоре установилась и в Касимове. Смена власти в городе прошла относительно мирно, правда, несколько солдат-революционеров утонули в бочках со спиртом на местном водочном заводе. Самые страшные годы были впереди. Зато в окрестностях народ сопротивлялся новому режиму. В сорока верстах от Касимова, по дороге в Москву, стоит город Тума. Жители этого города несколько раз выгоняли новоявленных начальников с солдатами, а на площади одно время даже повесили дохлую курицу с табличкой на шее примерно такого содержания: «Я, такая-то курица не смогла сдать продналог по продразверстке, снесла столько-то яиц вместо положенного количества, не могу пережить такого унижения и теперь обретаюсь здесь повешенной по собственной воле». В других селеньях народ спасал храмы от разорения, где-то успешно, а где даже ценой собственной жизни не мог остановить разграбление святынь.

В 1919 году Николай Анатольевич был мобилизован в ряды Красной Армии. Он был кадровым военным, а из Царской Армии его демобилизовали еще до переворота, и, видимо, новая власть, испытывая потребность в офицерах, по образованию и воевавших, сочла возможным призвать на службу офицера старой армии. В новой армии к царскому офицеру отнеслись очень недоброжелательно. Известен такой случай: кто-то из однополчан крикнул: «Он — белый офицер! Топите его!». И будущего о. Николая стали топить. Только чудом он избежал гибели. Его направили под Оренбург, где в составе 4-й Армии он служил инженером и заведовал снабжением. После взятия Уфы направлен на юг против армии Деникина. Там он заболел тяжелым возвратным тифом и в 1921 году был демобилизован. Вернувшись в родной город, Николай Анатольевич стал начальником паспортного стола, но и здесь отношения с новой властью у него не сложились.

о. Николай и Пелагия, 1924 г.
о. Николай и Пелагия, 1924 г.

В 1919 году Николай Анатольевич женился на Пелагии Ивановне. У них было пятеро детей: Татьяна, Николай (умер вскоре после рождения), Алексей, Елена, Николай. Они в настоящее время они живы, кроме младшего Николая.

20 января (старого стиля) 1922 года о. Николай был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем храма Усекновения главы святого Иоанна Предтечи в селе Даневе Касимовского уезда Рязан­ской епархии, где до этого служил его отец — священномученик Анатолий. О. Анатолию пришлось уехать из Данева, потому что Успенский храм в Касимове оказался под угрозой закрытия, ввиду якобы аварийного состояния и отсутствия священника. В Даневе о. Николай служил пять лет.

Это было тяжелое время. Дом и храм сгорели и были отстроены заново. О гонениях того времени свидетельствует запись священномученика Николая в «Летописи о церкви», оставленная им во время его служения:

«И мне, иерею недостойному, Господь Бог благословил по­служить в сем святом храме. Служение началось при исключительно неблагоприятных условиях — голод, тиф, религиозный индифферентизм пасомых, нападки безбожников и сектантов…

В 1924 году Комиссией по изъятию церковных ценностей было взято из храма: 1. Дарохранительница серебряная позлащенная. 2. Потир с полным прибором серебряный позлащенный. 3. Крест серебряный напрестольный. 4. Евангелие малое серебряное. 5. Серебряный оклад с большого Евангелия (ныне бархатнаго). 6. Кадило серебряное.

С 1926 года стало замечаться пробуждение религиознаго сознания прихода. В сем же году представилась возможность на добровольные пожертвования начать ремонт храма — была покрашена крыша храма, обшиты стены и свод церковный, ремонтирована и пополнена ризница. Храм к общей радости всех верующих принял прежний благолепный вид.

В августе 1927 года, ко дню храмового праздника Усекновения Главы Предтечи Христова Иоанна, возобновлен был весь иконостас, масляной краской покрашены стены и свод Предтеченского алтаря и реставрирована живопись в алтаре. Этот ремонт произведен был исключительно на добровольные пожертвования прихожан, из церковнаго ящика не было затрачено ни одной копейки.

Писал сие непосредственный заместитель протоиерея Анато­лия Правдолюбова, прослуживший в сем храме с 20 января 1922 года по 20 сентября 1927 года (старого стиля),
священник Николай Правдолюбов».

с. Данево, современный вид
с. Данево, современный вид

На утешение детям в Даневе был огромный яблочный сад, возрожденный и ухоженный священномучеником Анатолием. По рассказам дочери Татьяны, этот сад был большим подспорьем в те голодные годы.

В 1927 году храм был закрыт, и о. Николаю с семьей пришлось опять переехать в Касимов. Из-за угрозы закрытия и отсутствия священников, его определили служить в Пятницкой церкви Казанского женского монастыря города Касимова. В те годы практически никто не решался принять сан священника, это означало или гонения, или гибель. Из старых священников кто находился в тюрьмах, а кто умер, продолжали служить немногие. Казанский монастырь тоже закрыли и разрушили, и о. Николай служил в Касимовской Никольской церкви вместе с о. Иаковом. Он был слепым, поэтому все требы приходилось исполнять о. Николаю. Это отнимало много времени, он очень уставал.

В те годы недалеко от Касимова в деревне Анемнясево жила Блаженная Матрона (Блаженная Матрона была причислена к лику Всероссийских Святых 22 апреля 1999 г., с прибавлением именования чина святости: «Исповедница». Следует различать св. Матрону Анемнясевскую и св. Блаженную Матрону Московскую, которая была прославлена 2 мая 1999 года, и которая на двадцать лет моложе св. Матроны Анемнясевской.). В детстве она много пострадала от своих родственников и на всю жизнь осталась маленькой, почти высохшей, лежала она без движения и непрестанно молилась. За ее страдания, которые переносились без ропота, но всегда с благодарностью Богу за Его посещение, и непрестанную молитву, Блаженная Матрона сподобилась дара исцеления и прозорливости. К ней стекались люди со всей Рязанской земли за советом и помощью.

В 1933 г. два брата, священномученик Николай и мученик Владимир Правдолюбовы, не побоялись составить жизнеописание почитаемой всеми страдалицы, предприняли путешествие в Анемнясево, чтобы лично встретиться с Блаженной Матроной и собрать всё необходимое в своей книге. Рукопись содержала также жития двух под­вижников благочестия города Касимова: царевича Иакова, жившего в XVII веке, и Петра Отшельника, современника преподобного Серафима Саровского. Рукопись была снабжена фотоиллюстрациями и почти готова к печати. Для того, чтобы исправить все недостатки, рукопись давалась на прочтение не только родным, но и знакомым. Один из знакомых и отнес эту рукопись в НКВД. Летом 1935 года было заведено дело, по которому арестовали десять человек, включая и саму Блаженную Матрону. В числе арестованных был и о. Николай. Их приговорили к разным срокам заключения. О. Николай был осужден на 5 лет. Вместе со старшим братом священноисповедником Сергием и его сыном Анатолием отбывал наказание по 1937 год на Соловках и в Медвежьегорсклаге на материке — по 1940 год. На лесоповале его тяжело ранило падающее дерево: была раздроблена скула и сдернута кожа с головы. По милости Божией о. Николай выздоровел.

Слева направо: свщ. Сергий Анатольевич, его сын Анатолий Сергиевич, свщ. Николай Анатольевич Правдолюбовы. Соловки 1935 год.
Слева направо: свщ. Сергий Анатольевич,
его сын Анатолий Сергиевич,
свщ. Николай Анатольевич Правдолюбовы. Соловки 1935 год.

После ареста О. Николая семья жила очень тяжело, на работу не брали. На дому стирали белье и рубашки, за что получали скромные средства, большим подспорьем была коза и походы в лес за грибами. У них был огород, но располагался на песчаном месте, поэтому, чтобы что-то уродилось, растения надо было обильно поливать. Вода находилась далеко, и приходилось ее таскать в ведрах на коромысле. От этого у дочери Елены сильно болела спина, что к старости привело к сгорбленности.

В 1940 году о. Николай освободился и вернулся в Касимов. По просьбе прихожан города Елатмы он три месяца исполнял обязанности псаломщика в местной церкви. После смерти священника никто не решался начать служить и стать его преемником, зная наверняка, что будет вновь арестован и расстрелян. Но храм могли закрыть, и поэтому о. Николай, уступая просьбе прихожан, обратился за советом и благословением к своей матери. Мать, Клавдия Андреевна, долго молилась и все-таки благословила на служение (а значит, и на смерть) своего сына.

о. Николай перенес много скорбей от некоего Ушакова. Еще один «доброжелатель», Кимвалов, хотел устроиться на место псаломщика в храме, а о. Николай не желал давать ему это место, потому что этот человек имел непреодолимую тягу к спиртному. Тогда он сказал о. Николаю: «Я тебе устрою!» и стал писать жалобы и доносы на настоятеля властям.

В январе 1941 года о. Николая вновь арестовали и препроводили в Рязань. Прокурор города Рязани отправил его обратно. Суд в Касимове был назначен на 17 мая, но потом отложен до 28 июня. Должна была состояться выездная сессия Рязанского суда, но началась война, и прокурор не приехал. Местный касимовский прокурор Сатаров вынес суровый приговор по статье 58, часть 2. Что конкретно инкриминировалось, сейчас трудно восстановить.

Елена, дочь о. Николая рассказывает: «На суде против о. Николая свидетельствовала некая умалишенная женщина Маша-Курша (умалишенной она стала после того, как лжесвидетельствовала против священноисповедника Сергия Анатольевича Правдолюбова в 1935 году; кажется у нее был сын, которого она назвала «Сталин»). И вот она на суде выступала, что-то говорила, обвиняла о. Николая, а он на все это судье ответил:

— Как вы ей можете верить, вы же видите, что она больная, просто невменяемая?!

— Нет-нет, мы верим, она ничего не больная.

— Ну, если она вменяемая, значит вы невменяемые.

И судье это очень не понравилось».

о. Николай был отправлен в Рязанскую тюрьму. Много страдал после травм от газа и упавшего дерева.

Дочь Татьяна рассказывает: «Мы с мамой в тюрьму передачки носили, он нам из окошка махал, по ночам папу водили на допросы, а мы подговорили конвойных, и они давали нам несколько минут по дороге поговорить (тюрьма и НКВД находились в разных зданиях). Потом и это прекратилось. Мы по утрам караулили, когда его повезут в Рязань, чтобы попрощаться хоть издалека, и «прокараулили». Рано утром ему надели мешок на голову (скорее всего, это связано с тем, что о. Николая долго и сильно били до такой степени, что показывать его было нельзя), отвели на пристань, посадили на пароход и увезли. А потом мы узнали, что его убили во дворе рязанской тюрьмы 13 августа 1941 года »

24 июля 1959 года Начальник отдела УКГБ при СМ СССР по Рязанской области П. Малиев не мог дать никакого ответа об отце Николае. Велел обратиться в Областной суд. Там сказали и карандашом проставили на обороте прошения дату, свидетель­ствующую о том, что о. Николай был расстрелян 13 августа 1941 года.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года священник Николай Анатольевич Правдолюбов причислен к лику Новомучеников и Исповедников в земле Российской просиявших.

Сергей Михайлович Правдолюбов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *