Мы рады встретить Вас в Мещерской стороне!

Священноисповедник Александр Орлов

Иерей Александр Орлов. 1933 г.
Иерей Александр Орлов. 1933 г.

Иерей Александр Орлов родился в начале 1878 года в селе Маккавеево Рязанской губернии Касимовского уезда. Его отец в год рождения своего сына был учителем церковно-приходской школы в деревне Самылово, которая входила в приход Покровского маккавеевского храма. Сохранилась «Духовная книга» Покровского храма, в которую заносились имена прихожан, за время Великого Поста прошедших исповедь. В ней есть запись, датированная апрелем 1878 года: « На исповеди был Василий Евдокимович Орлов и его дети: Николай, возраста двух лет, и Александр – четырех месяцев». Интересно, что в такие книги вносились даже младенцы, а в графе «Был ли на исповеди» отмечалось: « Не был. По малолетству». Таким образом, «Духовная книга» вела своего рода летопись прихода и его прихожан. К сожалению, более точная дата рождения отца Александра неизвестна.

Покровском храме села МаккавееваВскоре после рождения Александра Василий Евдокимович Орлов принял диаконский сан и стал служить в Покровском храме села Маккавеева (ныне поселок Сынтул Рязанской области Касимовского района). Скончался он 29 декабря (ст.ст) 1898 года на 51-м году жизни и был похоронен у алтаря храма, в котором служил. Его могила находится рядом с могилой отца – иерея Евдокима Никитича Орлова. На могилах, уже вросших в землю, лежат большие чугунные плиты, на которых и сейчас можно прочитать, кто здесь похоронен и в каком году. На плите, положенной на могиле иерея Евдокима Орлова, написано, что он родился в 1815 году, принял иерейский сан в 1838 – м, а скончался 10 августа (ст.ст.) 1848 года. Ему было всего тридцать три года, и скончался он от холеры. В Маккавееве в том году свирепствовала эпидемия холеры, но отец Евдоким всех болящих и умирающих причащал и соборовал, не опасаясь заболеть сам. Но все-таки и он заболел холерой и скончался. Однако, как говорили люди, помнящие эти события, его смерть была последней в этой страшной эпидемии — на смерти отца Евдокима она прекратилась.

После кончины отца Евдокима остались малолетние дети – Василий и Капитолина. Василий, как мы уже говорили, впоследствии стал диаконом в той же церкви, где служил отец Евдоким, а Капитолина осталась сиротой совсем маленькой девочкой после смерти отца. В то время были строгие правила о замещении приходов: если у священника после его смерти оставалась дочь, которая может выйти замуж, то ее муж, приняв священнический сан, должен был служить на приходе ее отца. Но Капитолина Евдокимовна еще не была совершеннолетней, и поэтому несколько лет в Маккавееве служили иеромонахи. По достижении совершеннолетия она вышла замуж за Андрея Феодоровича Дмитрева, приехавшего в Маккавеево из далекого села Троица-Пеленица, расположенного на берегу Оки близ города Спасска Рязанской губернии. Андрей Феодорович принял иерейский сан и стал служить в Покровском храме Маккавеева. У отца Андрея и Капитолины Евдокимовны родились трое детей: Клавдия, ставшая в свое время супругой протоиерея Анатолия Авдеевича Правдолюбова, священномученика ( его память – 10/23 декабря); протоиерей Михаил, священномученик ( память 19 ноября /2 декабря) и протоиерей Феодор, сын которого, чтец Евгений, также пострадал за Христа и канонизирован 27.12.2000 (память – 18/31 августа). Иерей Александр был племянником Капитолины Евдокимовны Дмитревой (Орловой).

О. Александр и Екатерина Васильевна Орловы в год свадьбы
О. Александр и Екатерина Васильевна Орловы в год свадьбы

Александр Васильевич закончил церковно-приходскую школу, Духовное училище и с ранних лет посвятил себя служению Церкви: вплоть до своей женитьбы он служил псаломщиком сначала в Покровском храме села Маккавеева, где служил его отец, диакон Василий Евдокимович, а затем в храме села Перкино Рязанской губернии. Женился Александр Васильевич достаточно поздно — в тридцать пять лет, 7 июня (ст.ст.) 1913 года, в день святой великомученицы Параскевы, память которой праздновалась, по местному обычаю, в восьмую пятницу после праздника Святой Троицы. Его женой стала Екатерина Васильевна Кивотова, брат которой, иерей Павел Васильевич Кивотов, служил в Никольском храме села Митино.

Село Митино расположено в окрестностях Касимова. Все эти места отличаются живописностью, но село Митино было особенно красивым. Никольская церковь стояла на склоне поросшей деревьями горы, под которой раскинулось несколько небольших, но очень красивых озер, а за ними – известный на всю округу источник воды. В часовне, выстроенной на источнике, находилась древняя икона Божией Матери «Всех скорбящих радосте». Источник назывался поэтому «Скорбященским». Эта икона всегда почиталась чудотворной, и сохранилась она до наших дней — теперь она находится в храме святителя Николая в городе Касимове. На источник ежегодно в день памяти иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» совершались крестные ходы из Покровского храма села Маккавеева и служились молебны с водоосвящением. Совершаются они и в наше время.

В том же 1913-м году Александр Васильевич принял диаконский сан и стал служить на месте своего брата, диакона Николая Васильевича Орлова, в Покровском храме села Маккавеева. В начале 1913 года как диакона, так и священника, протоиерея Михаила Дмитрева, перевели на другие приходы, а в Маккавеево назначили иерея Леонида Авдеевича Правдолюбова и диакона Александра Васильевича Орлова.

Начало диаконского служения отца Александра ознаменовалось великим событием: со Святой Горы Афон в благословение Покровскому храму села Маккавеева была прислана икона Божией Матери «Скоропослушница». Отец Александр Орлов встречал эту великую святыню в городе Касимове, куда водным путем с Афона прибыла икона Божией Матери.

Нужно сказать, что с храмом, где служил теперь отец Александр, были давние связи с Афоном. Покровский храм был построен в 1780 году на месте древнейшего монастыря. От монастыря осталась часовня из белого камня – она и сейчас стоит на месте престола главного монастырского храма, а новый деревянный храм был построен так, что по своему внутреннему расположению иконостаса и двух престолов очень напоминает Андреевский скит афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Это отмечали многие паломники, совершающие свои поездки на Афон.

В то же время храм по своей архитектуре совершенно русский – он имеет форму самых древних храмов, которые можно увидеть в глухих уголках России. Как говорят знатоки деревянной архитектуры, это «восьмерик на четверике», другими словами: в основании храма и колокольни стоял сруб, имеющий четыре грани, а на нем возвышался сруб из восьми граней, намного превышающий основание храма. Построенный из огромных лиственниц, Покровский храм долгое время оставался в своем первозданном виде, представляя собой совершенно удивительное явление: великолепная деревянная архитектура, свойственная для храмов Русского Севера, представала перед взорами благочестивых верующих в средней полосе России. Только в девятнадцатом веке храм решили обшить тесом и выкрасить белой краской. Он стал более похожим на каменный храм, но все же не утратил своей необычности.

Торжественной была встреча иконы Божией Матери «Скоропослушница» на берегу Оки в Касимове, но дальнейший путь в Маккавеево совершался очень скромно: икону везли на телеге, а отец Александр держал ее на руках. В Покровском храме икону поставили на левой стороне от иконостаса, и видно ее было от самого входа. Многие годы эта святая икона находилась в маккавеевском храме, перед ней служились молебны и читались акафисты.

Отец Александр прослужил здесь четырнадцать лет. У них с Екатериной Васильевной родилась одна дочь, Валентина. Но им так хотелось еще иметь детей, что они взяли на воспитание маленькую девочку, а потом удочерили ее.

В 1928 году архиепископом Рязанским и Шацким Иувеналием (Масловским), священномучеником ( канонизирован 20 августа 2000 года), диакон Александр Орлов был рукоположен во иерея и назначен в храм святой великомученицы Параскевы села Шеянки ( ныне Шеенки). Это село находилось рядом с деревней Анемнясево – их разделяла только небольшая речка Нарма, и поэтому жители Анемнясева были прихожанами отца Александра. Был он духовником и Блаженной Матроны, известной теперь святой, канонизированной 22 апреля 1999 года.

Троицкий храм. Гусь-ЖелезныйВ 1933 году отец Александр был переведен в Троицкий храм села Гусь-Железный (древнее название – Веркуц ). Стоял этот храм на высоком берегу речки Гусь, протекавшей по двум областям: Владимирской и Рязанской. Во Владимирской области на этой речке стоит Гусь-Хрустальный, а в Рязанской – Гусь –Железный. Троицкий храм до сих пор поражает своими размерами – двухэтажный, построенный из белого камня, похожий более на огромный собор, чем на сельский храм, он возвышался над деревенскими одноэтажными домами и вызывал восхищение своей необычной архитектурой. Построенный в начале девятнадцатого века местным богатым предпринимателем А.А.Баташевым, предположительно по проекту В.И.Баженова, храм сочетал в себе многие архитектурные стили: здесь можно увидеть готические элементы, а также элементы барокко и классицизма. Возможно, в постройке храма принимал участие и М.Ф.Казаков, так как высокие готические окна и стрельчатые фронтоны очень напоминают Петровский дворец, построенный им в Москве. Высота колокольни Троицкого храма достигала семидесяти метров.

В храме было четыре престола: главный, Троицкий, в верхнем этаже и три в нижнем. На верхний этаж через колокольню вела огромная белокаменная лестница, начинавшаяся с самой земли в западной части храма.

Святейший Патриарх Алексий II, когда посещал Рязанскую землю в 2002 году, не мог проехать мимо этого величественного храма, стоявшего рядом с трассой, ведущей из Рязани в Касимов, он посетил этот ныне действующий храм, хотя остановка в Троицком храме не была запланирована.

Прослужил отец Александр в этом храме недолго – в 1935 году он был арестован. В том же году были арестованы многие священнослужители Касимовской земли. Причиной ареста послужило народное почитание Блаженной Матроны Анемнясевской как праведницы и составление ее жизнеописания. Была арестована сама Матрона, а также те, кто написал о ней, и многие другие. Жизнеописание Блаженной Матроны составили иерей Николай Анатольевич и Владимир Анатольевич Правдолюбовы. Арестован был также брат иерея Николая, протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов, и его сын – Анатолий. Иерей Александр Орлов был арестован как духовник Блаженной Матроны. Дела всех арестованных объединили в «Дело попов Правдолюбовых».

На допросах отец Александр держался мужественно, на вопрос о том, что он может сказать о Матроне Анемнясевской, ответил: « Она – великая святая!» Иерея Александра отправили в заключение, и он пять лет провел на Соловках.

Вернулся в родные места отец Александр летом 1940 года. Вид у него был ужасный: изможденный, в изношенной одежде, он не решился показываться в таком виде своим близким. Он нашел знакомых людей в деревне Крысино-Лощинино и попросил привести его в порядок. Долго он мылся в бане, нашли ему приличную одежду, и отправился отец Александр в село Митино, где находилась в это время его матушка.

Екатерина Васильевна помогала тогда на службе своему брату, отцу Павлу Кивотову, и в то время, когда подошел к ней отец Александр, разжигала кадило у алтаря храма. Еще издали увидел он свою жену, а подойдя ближе, поздоровался. Но Екатерина Васильевна не узнала своего мужа. Весьма сурово она ответила на приветствие отца Александра: «Проходи, иди дальше — иди, куда шел! Много здесь всяких ходит!» «Матушка, — изумился отец Александр, — ты меня не узнала! Да еще с кадилом встречаешь! Значит, я скоро умру!» Только услышав голос своего мужа, Екатерина Васильевна узнала его.

Действительно, после своего возвращения из заключения отец Александр прожил недолго – немногим более девяти месяцев: 27 апреля (ст.ст.) 1941 года он скончался. До самой своей кончины отец Александр оставался в Митино и помогал на службе брату своей жены, отцу Павлу Кивотову.

Гроб с телом отца Александра перенесли из Митина в село Маккавеево. Многие из старых прихожан еще помнят, как по селу несли на руках гроб отца Александра, как похоронили его у алтаря Покровского храма рядом с могилами отца, диакона Василия, и деда – иерея Евдокима.

Священноисповедник Александр Орлов
Священноисповедник Александр Орлов

Канонизирован иерей Александр 27 декабря 2000 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви как священноисповедник. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Рязанского и Касимовского Симона 8/21 августа 2001 года, в день памяти преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, было совершено обретение честных мощей новопрославленного священноисповедника Александра, а в храмовой праздник маккавеевского храма в том же году, в день Покрова Божией Матери, торжественное открытие его мощей для всеобщего почитания. На правой стороне храма была устроена сень и гробница, в которую и положили новообретенные мощи Священноисповедника. С того дня перед честными мощами отца Александра постоянно служатся молебны и читаются акафисты.

Память священноисповедника Александра совершается 27 апреля нового стиля, а также в Соборе всех новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых и в Соборе святых Касимовской земли ( в четверг Фоминой недели).

Прот. Михаил Анатольевич Правдолюбов. Москва, сентябрь 2004 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *