Мы рады встретить Вас в Мещерской стороне!

День Святого Духа

На второй день праздника Пятидесятницы Православная Церковь отмечает День Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие еретическому учению, умаляющему Третье Лицо Троицы Святой Дух.

Согласно православному вероучению, ипостасной характеристикой Святого Духа является его исхождение от Отца (в отличие от католического богословия, по которому Он исходит от Отца и Сына).

В день Святой Троицы празднуется схождение Духа на апостолов в виде огненных языков. Он сообщает Свои благодатные дары верующим, таким образом делая их Церковью. Дары Святого Духа, вводящие человека в Церковь, передаются новообращенному в Таинстве Миропомазания.

В православном богословии следует различать Сам Святой Дух и нетварные Божественные энергии (благодать).

В иконографии Святой Дух изображается чаще всего в виде голубя (в воспоминание Его сошествия на Господа Иисуса Христа во время Его Крещения).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Сегодня мы празднуем день Святого Духа. Что мы знаем о Нем? Вчера, в праздник Троицы, мы слышали дивные слова молитв, но если подумать об Имени, которое Ему дает Евангелие, которое переводится как «Утешитель», в других переводах — «Параклит», Ходатай, Заступник, то — Кто Он? Поистине, Он — Утешитель, восполняющий нашу разлуку со Христом, утешающий нас, как сирот, тоскующих о том, чтобы нам быть со Христом, нашим Богом, нашим Спасителем, что пока мы во плоти (это слова апостола Павла), мы отделены от Него. Но для того, чтобы Он был нашей Поддержкой, нашим Утешителем, прежде всего мы должны осознавать, что мы действительно разлучены, отделены. И вот это первый вопрос, который мы должны ставить перед собой: сознаем ли мы это? Или мы живем в иллюзии, будто мы в Боге, и Бог в нас, и ничего больше не нужно? А нужно так много больше, чем мы воображаем.

Святой Дух тоже — Тот, Который, как Помощник, Крепость, дает нам силу жить, несмотря на разлуку, стоять неколебимо, быть исполнителями воли Божией, делателями заповедей Божиих. Он — Тот, Который дает душе крепость, решимость, силу, — я бы сказал: власть исполнить это. Но опять-таки, только если мы повернемся к Нему и скажем: Приди! Вселися в нас! Очисти нас! Будь не только нашим Утешителем, но нашей Крепостью и Силой!

И, наконец, Он подает нам уже теперь радость познания того, как мы близки, несмотря на то, что бесконечным представляется расстояние между Богом и нами. Он — Тот, Который из наших глубин ходатайствует в нас к Богу воздыханиями неизглаголанными. Он — Тот, Кто, потому что мы — Христовы, Его братья, Его сестры по человечеству (и это собственные слова Христа), дает нам познать, что мы — дети Отца. Какая радость, какое диво, какое достоинство этого, но и какая ответственность!

И если подумать о нашем мире, который так чужд, оторван от Бога, то для него Дух Святой — уже начало вечной жизни. Его присутствие в мире — событие решающее: Он бьет, ударяет, как море о скалы, и разбивает, сломляет сопротивление. Он — радость вечности, стучащаяся к нам в дверь, Он врывается в нашу жизнь, напоминает нам о Боге, о Христе, нашем Спасителе, о нашем величии и достоинстве перед Богом и о том, что все возможно в укрепляющей нас силе Христовой.

Будем поэтому со всей ответственностью и благодарностью праздновать этот день. И пусть Дух Божий, пришедший огненными языками на Апостолов, придет и на нас, либо поистине как огонь, от которого мы возгоримся и будем пламенеть, как купина неопалимая, или как «глас хлада тонка», веяние тихого ветерка, которое пророк слышал в пустыне, где Бог был в Его тихом смирении, Его самоотдаче нам, Его любви к нам. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *