Мы рады встретить Вас в Мещерской стороне!

80 лет со дня мученической кончины священномученика Михаила Селищенского

2 декабря 2017 года исполняется 80 лет со дня расстрела настоятеля Покровского храма села Селищи священномученика Михаила Селищенского

2 декабря 2017 (суббота) в Покровском храме с. Селищи состоится богослужение:

8:30 Часы

9:00 Литургия и прославление праздника

Сщмч Михаил Дмитрев
Сщмч Михаил Дмитрев. В саду 1937 г.

Протоиерей Михаил Андреевич Дмитрев принадлежал к сельскому духовенству. Его жизнь – пример того, как трудились и жили одной жизнью с народом очень многие пастыри. Протоиерей Михаил — один из многих священнослужителей, чья жизнь прошла вместе с народом.

Отец Михаил происходил из священнического рода. Предки его совершали свое служение на Рязанской земле. Отец, протоиерей Андрей Феодорович Дмитрев, служил в селе Маккавеево, что расположено недалеко от Касимова. Мама отца Михаила, Капитолина Евдокимовна, была дочерью маккавеевского протоиерея Евдокима Орлова (в настоящее время поселок Сынтул). В этом селе находятся два храма: Покрова Пресвятой Богородицы и Всемилостивого Спаса. В престольный день Спасского храма празднуется также память семи мучеников Маккавеев, почему село получило название «Маккавеево». Здесь и родился Михаил Андреевич Дмитрев 15 июня (ст.ст.) 1873 года.

 

Показания обвиняемого Дмитрева Михаила Андреевича (протоколы допросов)

 

Здесь мы приведем протоколы допросов отца Михаила Дмитрева, копии которых были получены протоиереем Сергием Правдолюбовым в архиве ФСБ в 1997 году.

Вопросы и ответы, записанные уполномоченным УГБ, воспроизводятся без правки.

Сентября 28 дня. 1937 г.

Вопрос: Обвиняемый Дмитрев Михаил Андреевич, расскажите подробно о соц-имущественном положении ваших родителей и вас как до революции а так же и после.

Ответ: До революции в хозяйстве моего отца было хороший дом с надворной постройкой, крытый тесом, две лошади и две коровы, и мелкий скот, овци, свиньи. Имели так же церковной земли около двадцати десятин, пчельник около 40 ульев колодочных, один работник всегда, одна кухарка. После революции у меня в хозяйстве было: хороший деревянный дом 12х10 с[ажен], крытый железом, с надворной постройкой, две лошади, две коровы, мелкий скот, овци, свинья. Имел церковной земли 33 десятины совместно с псаломщиком, из которой на мою долю падало 2/3 части. Применялась наемная рабочая сила. Как постоянно работал один работник а также и во время сезона нанимал для уборки ржи и других культур. Имел свой пчельник в количестве 16-20 ульев. Имелся свой лес, но только в том количестве земли, которую я имел (дальше несколько слов неразборчиво. — Прим. ред.). Имел свою молотилку, веялку. Во время коллективизации хозяйство все было взято. Был обложен индивидуальным налогом, который не уплатил, за что был отдан под суд в 1930 году. Молотилку конную и веялку я добровольно отдал в колхоз. Больше добавить ничего не могу. Записано с моих слов верно и протокол мне прочитан.
Подпись Дмитрев

Допросил п/о уполномо УГБ
сержант гос/безоп. Подпись [Нижегородов]
Показания обвиняемого Дмитрева М. А.

Сентября 29 дня 1937 г.

Вопрос: Обвиняемый Дмитрев М. А. вы арестованы за антисоветскую деятельность, которую вы проводили на протяжении ряда лет среди колхозных мас а так же и среди группы верующих, будучи священником в с. Селищи. Признаете вы это.

Ответ: Да действительно у меня складывались антисоветские взгляды по отношению советской власти и я говорил среди верующих, что вот сейчас идет массовый арест со стороны советской власти, арестовали попа Бажанова, значит скоро арестуют и меня. И я ареста ожидал. [Подпись заключенного]: Дмитрев.

Вопрос: Следствием установлено, что вы среди колхозных масс проводили антисоветскую пропаганду, распространяли слухи о том, что колхозы долго не просуществуют. Признаете ли вы это.

Ответ: Да действительно я говорил среди колхозных масс о том, что раньше нам священникам лучше жилось, чем сейчас. Раньше больше посещали церковь, потому что не было колхозов, а как построили колхозы то посещать церковь стали меньше и жить стало трудней. [Подпись заключенного]: Дмитрев.

Вопрос: Следствием установлено, что вы среди молодежи, которая собиралась у вас на спевку, распространяли антисоветские взгляды, говорили, чтобы они ходили в церков а кто не будет посещать церков тому будет плохо тогда когда сменится власть. Признаете вы это.

Ответ: Да действительно я среди молодежи говорил о том что вам нужно ходить в церковь, верить в бога. [Подпись заключенного]: Дмитрев.

Вопрос: Следствием установлено, что вы ожидали перемены существующего строя и были не довольны советской властью. Признаете вы это.

Ответ: Да действительно со стороны меня имелись недовольствия по отношению советской власти, в частности: тогда когда начались аресты попов. Я тоже ожидал ареста со стороны советской власти и полагал если бы это было при старом режиме я бы не боялся. И меня бы не арестовали. Ожидал ареста я потому, что полагал, что советская власть арестовывает всех попов, но смены власти я не ожидал. В чем и признаю себя виновным. [Подпись заключенного]: Дмитрев.
Допрос окончен. 29/IX 37 г.

Допросил п/о уполномочен. УГБ
сержант гос/безопасн.
Подпись [Нижегородов]

Сентября 28 дня 1937 г.

Вопрос: Обвиняемый Дмитрев М. А. скажите когда у вас происходил ремонт церкви и на какой счет вы производили ремонт.

Ответ: Ремонт церкви производился в апреле месяце 1936 года до июня м-ца 1936 год. Ремонт происходил на часть денег, имеющихся в церкве и часть денег было собрано с верующих. [Подпись заключенного]: Дмитрев.

Вопрос: Кто собирал деньги с верующих для ремонта церкви и посколько.

Ответ: Лично деньги с верующих никто не собирал, а верующии сами приносили деньги на ремонт церкви. Приносили денех столько кто сколько может и отдавали и мне лично и членам церковного совета. Пожертвование было и по 30 руб и по 5 руб и даже по рублю. [Подпись заключенного]: Дмитрев.

Вопрос: Откуда верующие знали что нуждо (так!) обязательно вносить жертвования на ремонт церкви.

Ответ: Перед ремонтом церкви было собрано собрание верующих на котором обсуждался вопрос о том, что нужно помочь денежными средствами для ремонта церкви. На этом же собрании стал вопрос о перевыборе церковного совета и о содержании духовенства на время закрытия церкви. [Подпись заключенного]: Дмитрев.

Вопрос: Чем еще помогали верующие кроме денежных средств.

Ответ: Кроме того верующии помогали в ремонте церкви, подносили песок, глину, кирпич, и всякий другой строительный материал. Единоличники на своих лошадях подвозили кирпич из гетаева [так!]. [Подпись заключенного]: Дмитрев.

Вопрос: Кто возглавлял данный ремонт церкви.

Ответ: Возглавлял все этот ремонт церковный совет и я как священник. [Подпись заключенного]: Дмитрев.

Вопрос: Какое количество работало верующих на ремонте церкви и какое время.

Ответ: Сколько работало верующих я точно сказать не могу, но работало большое количество, приходили из Самуиловки, из Вешен. Вся эта работа продолжалась больше месяца, в самый разгар весеннего сева. Больше всего в работе участвовали селищенские женщины. [Подпись заключенного]: Дмитрев.

Вопрос: Кто преимуществено работал на ремонте церкви единоличники или колхозники.

Ответ: Преимущественно больше работало на ремонте церкви колхозников. [Подпись заключенного]: Дмитрев.

Вопрос: Скажите все работавшие колхозники оплачивались какой либо платой или работали без всякой платы.

Ответ: Все кто работал и помогал в ремонте церкви работали безплатно ввиде пожертвования. [Подпись заключенного]: Дмитрев.

Вопрос: Учитывали ли вы, то что вся ваша работа по ремонту церкви происходила весной в самый разгар полевых работ. Где колхозники должны работать в поле, а вы их отрывали на строительство церкви, чем тормозили в работе колхоза.

Ответ: Мною работа была не учтена, и я не учел весеннюю посевную кампанию, которая в это время проходила. [Подпись заключенного]: Дмитрев.

Вопрос: Вы своим ремонтом привлекли на свою сторону колхозные массы, которых оторвали от колхозных работ чем и сорвали уборочную [Следователь не отличает уборочную (весной-то!) от посевной! — Прим. прот. Сергия Правдолюбова] капанию (так!). Признаете ли вы это.

Ответ: Да действительно я не учел весенней посевной кампании, которая происходила в это время в колхозе. Привлек на ремонт церкви колхозные массы, которых оторвал от колхозных работ, чем сорвал весеннюю посевную кампанию. Но женщины приходили на работу не занятые колхозной работой. Посевной не срывал. Дмитрев. (Своей рукой отец Михаил пишет то, что противоречит записанному следователем, он успевает написать: «Посевной не срывал» — Прим. прот. Сергия Правдолюбова.)

Допрос прерван 28/IX 37 г.
Допросил п/о уполномоч. УГБ
Сержант гос/безоп. [Подпись] [Нижегородов].

После ареста и расстрела отца Михаила его дочери остались одни. Все в доме еще жило им, во всем был он… Напротив дома стоял закрытый храм. Десять лет храм никто не трогал. Потом в Селищах появился чужой народ, и церковь начала разоряться. Сейчас стоит только остов. Купол рухнул почти через шестьдесят лет после закрытия храма и ареста настоятеля — осенью, под праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1996 года. Остались одни стены…

В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил более тысячи новомучеников и исповедников Российских. В их числе был прославлен и протоиерей Михаил Дмитрев из малого рязанского села Селищи. Его любовь к простым людям, желание помочь им в их скорбях и трудностях теперь, после прославления, обрели новую силу, потому что святые больше любят нас, чем мы их. Только вздохнешь, только скажешь несколько слов молитвы — и уже готова скорая помощь, ибо все святые есть действительно «скорые помощники и преславные чудотворцы».

Публикация подготовлена М. Жилкиной и Н. Малаховой

Источник: Журнал Московской Патриархии 10-2003

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *