Мы рады встретить Вас в Мещерской стороне!

80 лет со дня мученической кончины священномученика Анатолия Касимовского

Протоиерей Анатолий родился 6 апреля (ст.ст.) 1862 года в селе Давыдово, Рязанской губернии, Касимовского уезда. Родители его – иерей Авдий Семенович Правдолюбов и Екатерина Ивановна (урожденная Дорофеева-Пальмова).

У отца Анатолия было пятеро братьев и две сестры. Старшим был Николай, затем – Порфирий, который впоследствии стал председателем Рязанской Казенной Палаты. Отец Анатолий был третьим ребенком в семье. Младшие его братья, Илиодор и Леонид, стали протоиереями, а самый младший, Николай, – заведующим канцелярией Рязанского губернатора. Обе сестры протоиерея Анатолия, Алевтина и Антонина, были замужем за священниками.

Екатерина Ивановна, мама отца Анатолия, умерла рано – вскоре после рождения последнего ребенка. Иерей Авдий хотел сразу же после ее смерти уйти в монастырь, но ему было благословлено принять монашеский постриг только после того, как выдаст замуж свою самую младшую дочь. Так и воспитывал отец Авдий своих детей один, а когда выдавал младшую дочь, Антонину, замуж, то после ее венчания, прямо из церкви, не заходя домой, отправился в Рязанский Троицкий монастырь, где и принял монашеский постриг с именем иеромонах Антоний. Умер он в праздник Преображения Господня после Литургии в 1887 году.

Анатолий Авдеевич окончил Рязанскую Духовную Семинарию в 1882 году и стал учителем в народном училище села Давыдово.

В 1886 году он женился на Клавдии Андреевне Дмитревой (родилась 24 декабря 1866 года), дочери протоиерея Андрея Феодоровича Дмитрева, служившего в Покровском храме села Маккавеево, Рязанской губернии, Касимовского уезда, и в том же году переехал ближе к месту служения своего тестя – в город Касимов. Здесь он стал учителем Касимовского Духовного Училища.

Касимов, небольшой уездный русский город, расположенный на высоком берегу Оки, всегда был очень красив. Основанный, как и Москва, в двенадцатом веке Юрием Долгоруким, он отличался необыкновенной цельностью ансамбля. В Касимове было двенадцать церквей и два монастыря, а также множество красивейших зданий. Построенные в разное время, они, тем не менее, не нарушали единого стиля города, а дополняли его.

Главная Соборная улица и Вознесенский собор г. Касимова. Кон. XIX в.
Главная Соборная улица и Вознесенский собор г. Касимова. Кон. XIX в.

«Вид Касимова замечательный, – вспоминал внук отца Анатолия, протоиерей Анатолий. – На излучине длиной в четыре километра амфитеатром стоит Касимов на каменных горах, как будто простирает он свои объятия к реке и заречной стороне и самыми лучшими своими зданиями, зеленью, церквами смотрит на реку».

Анатолий Авдеевич поселился в центральной части Касимова, недалеко от главной площади, представлявшей собой как бы основу города. Здесь стояли древние церкви Успения Божией Матери и Благовещения Пресвятой Богородицы, а также главный храм города – Вознесенский собор. Дополняли ансамбль площади каменные торговые корпуса, за которыми открывался необыкновенно красивый вид на Оку и заокские дали. Напротив Успенской церкви было расположено Духовное Училище, своими окнами выходящее на эту древнюю площадь.

Анатолий Авдеевич стал преподавать в Духовном Училище, гимназии и духовных школах, а 20 февраля 1892 года был рукоположен во священника преосвященным Феоктистом, архиепископом Рязанским, к церкви села Змиевка, Даниловского уезда. Почти два года отец Анатолий занимался только преподаванием, а на постоянном приходе не служил. Только с 6 февраля 1894 года он стал служить в церкви Успения Пресвятой Богородицы города Касимова, а в 1909 году был назначен Наблюдателем всех церковных школ Касимовского уезда.

В 1896 году отец Анатолий совершил поездку в город Чернигов для того, чтобы 9 сентября (ст.ст.) принять непосредственное участие в прославлении святителя Феодосия Черниговского и открытии его мощей. Тот же внук отца Анатолия Авдеевича, протоиерей Анатолий Сергиевич, записал в своих воспоминаниях рассказ деда об этом событии.

«Отец Анатолий участвовал в переоблачении нетленных мощей угодника Божия в новые одежды.

Мы, священники, рассказывал дедушка, не могли удержаться от слез, когда стало видно его нетление. Его прекрасная с проседью борода, какую видно на его иконе, совершенно сохранилась, только была каждым волоском у корня отделена от подбородка. И как бы в знак того, что здесь Бог явил чудо над телом, подобном нашему и могшему истлеть, у Святителя сотлела пятка на одной ноге, все же остальное тело было таково, будто он только что умер.

Облачили его в верхние одежды и во все архиерейское облачение. На службе в гробнице его поставили почти вертикально на горнем месте. Служба поначалу была заупокойная, пели те самые заупокойные песнопения, кои поются над каждым из почивших, и на ектениях диаконы читали: «Еще молимся о упокоении раба Божия приснопоминаемого архиепископа Феодосия…» и прочее. В последний раз провозглашалось над ним все то, что до поры его прославления служило единственным способом молитвенного общения людей с ним.

Но после Шестопсалмия, когда настало время петь «Хвалите Имя Господне…», архиереи и духовенство подняли раку с мощами Святителя, вынесли ее на середину через Царские врата, зажгли свечи и запели: «Величаем Тя, святителю отче Феодосие…» Это было очень трогательно.

Святитель Божий, начавший за много лет до прославления чудодейственно исцелять болезни притекавших к нему, доселе не престает силою Божиею исцелять больных».

Отец Анатолий всегда почитал Святителя Феодосия, а небольшой плат, который он возложил на честные мощи новопрославленного Святого и который привез с собой в Касимов, он прикладывал во время болезней к головам своих детей и внуков. И по молитвам родителей заболевшие дети очень скоро получали исцеление.

Детей у отца Анатолия было много – двенадцать человек: Владимир, Николай (умерли во младенчестве в 1887 и 1888 годах), Владимир (+30-е годы), Сергий (+1950), Николай (+1941), Александра (+1979), Андрей (+1962), Клавдия (+1984), Нина (+1983), Антонина (+1986), Анатолий (+1915) и Александр (+1990). Двое из них стали священниками – протоиерей Сергий и иерей Николай. Оба они пострадали за Христа – долгое время находились в заключении и ссылке, а отец Николай был расстрелян в августе 1941 года. В 2000 году Русской Церковью они причислены к лику святых как священноисповедник Сергий и священномученик Николай. Старший сын отца Анатолия, Владимир, также страдал за Христа в заключении и был в тридцатых годах расстрелян в Карагандинских лагерях. В 2000 году он канонизирован как мученик Владимир.

По словам тех, кто помнил отца Анатолия, он был прекрасным преподавателем и проповедником. Говорил с особой властью и силой, глаза у него были синие и очень ясные. Отец Анатолий любил заниматься на земле, и в саду у него было множество цветов и плодовых деревьев.

Вскоре отец Анатолий снова остался без прихода – в 1915 году вышло новое положение о Наблюдателях церковных школ, по которому не разрешалось совмещать преподавание в школах и постоянное служение на приходе. Отец Анатолий был вынужден оставить приход и быть только преподавателем и Наблюдателем духовных школ.

О том, как протоиерей Анатолий Авдеевич относился к детям, сохранился рассказ одной очень старенькой женщины, которая всю жизнь прожила в Касимове и хорошо его помнила. Она была ученицей женской гимназии и совсем еще ребенком, когда пришлось ей держать экзамен перед очень серьезной комиссией, в которую входил отец Анатолий Авдеевич. Эта девочка так волновалась, что, выйдя отвечать, по-настоящему стала трястись, будучи не в состоянии что-либо ответить. «Отец Анатолий подошел ко мне, – рассказывала она потом, – обнял меня за плечи и сказал: «Успокойся, деточка, ты хорошо все знаешь и сейчас все ответишь!» У меня сразу страх прошел, я совершенно успокоилась и, действительно, ответила все очень хорошо. Но что самое удивительное, – продолжала рассказ эта женщина, – я больше никогда в жизни ничего не боялась и не волновалась так, как на том экзамене».

А вот еще один рассказ об отце Анатолии. В 1918 году все духовные школы были закрыты, отца Анатолия отстранили от какого бы то ни было преподавания. Можно себе представить, с какими чувствами он смотрел на то, что происходило тогда уже в советской школе. Однажды, неспешно идя по одной из улиц Касимова, он увидел несущихся навстречу ему школьников, которые, размахивая портфелями, дико кричали: «Нас распустили! Нас распустили!» У школьников начались каникулы и они выражали так свою радость по поводу того, что «распущены на каникулы». Отец Анатолий грустно посмотрел на них и тихо сказал: «Это видно, что вас распустили!»

В том же году отец Анатолий остался как без преподавательского места, так и без постоянного прихода.

Очень скоро начались репрессии, и один из ближайших к Касимову храм остался без священника – иерей Николай Динариев, настоятель Предтеченского храма села Данево, был расстрелян. Отца Анатолия назначили в этот храм, где он прослужил до декабря 1921 года.

С 1921 года по 1933 год отец Анатолий был настоятелем Успенской церкви, рядом с которой он жил, а с 1933 года, после закрытия этого храма, по 1937 год – настоятелем Благовещенской церкви города Касимова. В последние годы своего служения он был Благочинным Первого Касимовского округа. Награжден был протоиерей Анатолий всеми церковными наградами, включая митру.

Первый ряд, слева направо: священноисповедник Сергий Анатольевич, Лидия Дмитриевна (супруга о. Сергия Анатольевича), священномученик Анатолий Авдеевич, Анатолий Сергиевич (внук, буд. протоиерей, чьи воспоминания цитируются), Клавдия Андреевна (супруга о. Анатолия Авдеевича), Пелагия (супруга о. Николая), священномученик Николай Анатольевич, над ним — мученик Владимир Анатольевич Правдолюбовы. Касимов 1924 год.

В 1924 году, вместе со своим сыном, протоиереем Сергием, отец Анатолий ездил в Москву к Святейшему Патриарху Тихону. Целью поездки было – получить от Святейшего Патриарха благословение и подтверждение канонического общения с Ним. Благословение было получено: Святейший Патриарх Тихон принял протоиерея Анатолия и его сына; в подтверждение Своего общения с ними подарил фотографию с дарственной надписью: «Протоиереям Правдолюбовым».

В те страшные годы отцу Анатолию пришлось многое пережить: закрытие церквей, аресты и расстрелы многих священнослужителей и верующих людей. Были арестованы и отправлены в заключение на Соловки двое его сыновей – протоиерей Сергий и иерей Николай. Старшего сына, Владимира, который в свое время окончил Киевскую Духовную Академию и был близок к Святейшему Патриарху Тихону, отправили в Караганду и вскоре там расстреляли. Даже внука отца Анатолия, двадцатилетнего Анатолия Сергеевича, арестовали за то, что был он с четырнадцати лет у своего деда в храме «стихарным псаломщиком», чтецом. Отправили его также в Соловецкий лагерь вместе с отцом и дядей. Несмотря на все это, протоиерей Анатолий сохранял спокойствие духа и молитвенное настроение. «Он мог творить молитву неотступно и дерзновенно», – вспоминали о нем современники.

Протоиерей Анатолий Сергеевич напишет впоследствии в своих воспоминаниях о том, какую духовную поддержку получил он от своего деда во время ареста, когда оба они уже знали, что расстаются надолго, может быть, навсегда.

«Дедушка сидел в своем кабинете. Я ему говорю: «Меня забирают». Он встал, помолился, благословил меня и перст свой так многозначительно поднял и говорит: «Помни, Анатолий, «Возрадуйтеся в той день и взыграйте!…» Это было удивительное напутствие, которое мне помогло как благословение деда моего и Настоятеля. И не показал он никакой растерянности или печали». Это был 1935 год.

Самого же отца Анатолия Авдеевича арестовали в 1937 году. Утром, перед Литургией, в день памяти иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», 6 ноября (нов.ст.) 1937 года, протоиерея Анатолия под конвоем отправили в касимовскую тюрьму. Официально никакого обвинения не предъявили, но вместе с ним арестовали более двадцати человек, среди которых было пятеро священников. Отец Анатолий был самым старым из них – ему исполнилось 75 лет.

К заключенным в то время применялись пытки и изнурительные допросы, но отец Анатолий никого не оговорил, ничего не подписал и не стал причиной ареста новых невинных людей.

У отца Анатолия к тому времени сильно болели глаза, и он постоянно лечил их. Когда во время ареста он попросил разрешения взять с собой глазные капли, ему грубо ответили: «Тебе они не понадобятся, старик!» И в тюрьме отец Анатолий почти совсем потерял зрение.

Всех заключенных 6 декабря (нов.ст.) 1937 года отправили в Рязань, где из двадцати семи заключенных четырех человек приговорили к десяти годам лагерей, а остальных – к расстрелу.

Пострадал за Христа протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов 23 декабря (нов.ст.) 1937 года. Погребен он, предположительно, на братском кладбище при Скорбященской церкви, где хоронили всех расстреливаемых в те месяцы в Рязани.

В 2000 году, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, протоиерей Анатолий прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских как священномученик. Память его творится в день мученической его кончины, 10 декабря (ст.ст.), в Соборе новомучеников и исповедников Российских, а также в Соборе Рязанских святых и Соборе Касимовских святых, совершаемом в четверг Фоминой недели.

Москва. 2004 г. Протоиерей Михаил Анатольевич Правдолюбов
Источники: selishi.prihod.ru, kadilo.info

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *